О богине Нертус

 

Празднество в честь НертусИмя Нертус (Nerthus) имеет древнегерманское происхождение и принадлежит богине растительности и плодородия, которая почиталась в образе Матери-Земли. 

 

Ей поклонялись многие северогерманские народы, след Нертус обнаружен также и в скандинавской мифологии.

 

Несмотря на древность происхождения, первое письменное упоминание о богине Нертус относится к 98 г.н.э. и принадлежит древнеримскому историку Публию Корнелию Тациту. Основываясь на трудах предшественников и рассказах очевидцев, Тацит составил этнографическое описание жизни германских племен «De origine, situ, moribus ac populis Germanorum» («О происхождении, расположении, нравах и населении Германии», в современной интерпретации «О происхождении германцев и местоположении Германии»).

 

 250px-Wien-_Parlament-Tacitus40 главу своего очерка историк посвятил Нертус – великому божеству древних племен Северной Германии и Южного Ютланда. Все вместе они поклонялись матери-земле Нерте, считая, что она вмешивается в дела человеческие и навещает их племена.

Приход весны древние германцы объясняли тем, что к людям возвращается богиня земли Нерта, приносящая с собой тепло и плодородие. И в весенние дни устраивали особый праздник.

 

Вот как описывает его Тацит:

«Есть на острове среди Океана священная роща и в ней предназначенная для этой богини и скрытая под покровом из тканей повозка; касаться её разрешено только жрецу. Ощутив, что богиня прибыла и находится у себя в святилище, он с величайшей почтительностью сопровождает её, влекомую впряженными в повозку коровами. Тогда наступают дни всеобщего ликования, празднично убираются местности, которые она удостоила своим прибытием и пребыванием. В эти дни они не затевают походов, не берут в руки оружия; все изделия из железа у них на запоре; тогда им ведомы только мир и покой, только тогда они им по душе, и так продолжается, пока тот же жрец не возвратит в капище насытившуюся общением с родом людским богиню. После этого и повозка, и покров, и, если угодно поверить, само божество очищаются омовением в уединенном и укрытом ото всех озере. Выполняют это рабы, которых тотчас поглощает то же самое озеро. Отсюда – исполненный тайны ужас и благоговейный трепет пред тем, что неведомо и что могут увидеть лишь те, кто обречен смерти».

 

 

DoeplerCoverArt200px-Emil_Doepler_(C.W.Allers)Несмотря на популярность Нертус изображения ее не сохранились.

 

«Празднеством в честь Нертус» мы обязаны известному немецкому художнику-иллюстратору Эмилю Доплеру младшему (Emil Doepler "the Younger"), который в 1905 году иллюстрировал исторический труд о германской мифологии Walhall: Die Götterwelt der Germanen («Валгалла: Боги тевтонов»).

 

 

 

Между тем художественный вымысел в изображении Нертус несомненно присутствует.  Эмиль Доплер мл. вырос в семье известного декоратора и художника по костюмам Карла Эмиля Доплера. Именно этому художнику в 1876 году было доверено оформление оперы Вагнера «Кольцо Нибелунгов». И именно этот декоратор придумал позолоченные  рога на шлемах викингов, в то время, как боевые шлемы викингов в действительности рогатыми не были.

 

 

 

берканалагузВ скандинавской мифологии, где каждое божество связано с определенной руной, Нертус занимается особенное место. Это единственная богиня, покровительствующая сразу двум рунам – руне Беркана и руне Лагуз.  

 

Беркана обозначает березу, дерево, которое является символом очищения и возрождения Нертус.

Лагуз – руна женской интуиции, с которой теснее всего связана древнейшая богиня плодородия. По мнению эзотериков, изображения этих рун приносят мир и процветание, увеличивают доход, раскрывают скрытые возможности.

 

 

Интересные истории о Нертус:

Загадочная Нертус всегда привлекала астрономов. В честь нее названы два астероида: Герта, открытый в 1874 году, и Нертуда, открытый в 1906 году.

 

Продолжение следует…

 

 

вернуться в раздел о компании
наверх